Побывав в музее Marmottan Monet в Париже, долгое время очень трудно отделаться от мысли, что всё кругом нарисовано широкими мазками, волшебной кистью импрессиониста...
Здесь при входе в зал с картинами Клода Моне надпись на стене:
« Etonnante peinture sans dessin et sans bord, cantique sans paroles… où l’art, sans le recours des formes, sans vignette, sans anecdote, sans fable, sans allégories, sans corps et sans visage, par la seule vertu des tons, n’est plus qu’effusion, lyrisme où le cœur se raconte, se livre, chante ses émotions… »
в переводе...
"Удивительная живопись без рисунка и без контура, песня без слов... … где искусство, без использования форм, без смешных историй, без выдумок и аллегорий, без тела и без лица, только с помощью цвета …и исключительно силой оттенков и мазков создает тот лиризм, где сердце рассказывает, доверяет и поет свои эмоции..." - так описал свои ощущения историк искусства и французской литературы Louis Gillet , когда говорил о коллекции картин Моне Nymphéas - Кувшинки (их насчитывается около 250 полотен, которые художник рисовал 30 последних лет своей жизни!) .
И вот какой приятный сюрприз - к нам в магазин приехала живописная летняя новинка от Arte - пряжа Monet
Великолепный меланж, с сопутствующей игрой оттенков и фактур. Смесь хлопка и льна, почти в равных пропорциях, обеспечивает легкость в уходе и комфорт в носке.
Не равномерная, с утолщениями, с небольшим эффектом фламме, и выделяющимися яркими цветовыми акцентами. Пряжа с тактильным ощущением присутствия льна, который после стирки становится мягким и комфортным, сохраняя все свойства гигроскопичности, прохлады в жаркую погоду.
Великолепный меланж, с сопутствующей игрой оттенков и фактур. Смесь хлопка и льна, почти в равных пропорциях, обеспечивает легкость в уходе и комфорт в носке.
Не равномерная, с утолщениями, с небольшим эффектом фламме, и выделяющимися яркими цветовыми акцентами. Пряжа с тактильным ощущением присутствия льна, который после стирки становится мягким и комфортным, сохраняя все свойства гигроскопичности, прохлады в жаркую погоду.
При этом каждый цвет вызывает определенную ассоциацию с картиной Клода Моне.
Картина для иллюстрации всего этого буйства красок - "Тропа в саду Моне в Живерни". Известно, что художник большое внимание уделял своему саду, Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание.
В конце 1871 года Клод Моне поселился со своей семьей в Аржантёе. Небольшой курортный поселок около Парижа на живописном берегу Сены. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж. В Аржантёе у Моне был свой дом и свой первый сад. Это был самый светлый период его творчества. Именно в Аржантее полотна Моне просто светятся радостью, по-видимому, это были самые счастливые годы его жизни.
Цвет 013 - "Излучина Сены" (1879)
Моне на протяжении всей жизни с увлечением рисует Сену в разные времена года. В самом начале творчества, оборудовав лодку-студию, он плавает по Сене, запечатлевая в этюдах речные пейзажи. Здесь изображена излучина (извилистое место реки) Сены в Лавакуре весной, это недалеко от Ветея где художник жил со своей семьей до переезда в Живерни. Пушистые ароматные розовые облака окутывают деревья в мае, превращая весь основной цвет картины в оттенки цветущих весенних деревьев.
Цвет 007 - "Скалы в Ле-пти-Даль" (1880)
После смерти своей первой жены Камиллы в 1879 году Клод отправляется писать в Верхнюю Нормандию, куда его влечет природа, море и особая атмосфера этой земли. Там он работает, останавливаясь в разных местах, и создает целый ряд великолепных пейзажей.
Эта картина написана в Ле-пти-Даль, эта деревушка разделяет два кантона, два района Франции и даже две епархии. Возможно, именно эта скала отражает разделение жизни художника на "до" и "после".
Цвет 021 - "Место на берегу Сены" (1881)
Цвет 016 - "Мыс Антиба" (1888)
После смерти своей первой жены Камиллы в 1879 году Клод отправляется писать в Верхнюю Нормандию, куда его влечет природа, море и особая атмосфера этой земли. Там он работает, останавливаясь в разных местах, и создает целый ряд великолепных пейзажей.
Эта картина написана в Ле-пти-Даль, эта деревушка разделяет два кантона, два района Франции и даже две епархии. Возможно, именно эта скала отражает разделение жизни художника на "до" и "после".
Цвет 021 - "Место на берегу Сены" (1881)
"Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами." - известная цитата мастера, своеобразное послание молодому поколению художников. "Просто он был твердо убежден, что самый гениальный мастер пейзажа — это сама природа". //из книги Мишель де Декер «Клод Моне»
Цвет 008 - "Берега Сены в Порт-Вилле" (1885)
Художник любил заниматься творчеством на берегу Сены. Эта картина обладает характерными особенностями импрессионизма - отдельные мазки чистых цветов смешиваются в глазах зрителя, передавая мимолетность изображаемого момента. Мерцающий мазок передает движение воздуха. Глядя на картину, ощущаешь и этот прохладный воздух, и порывы ветра, и ледяную воду реки.
Цвет 011 - "Отчаливающие лодки" (1885)
Художник любил заниматься творчеством на берегу Сены. Эта картина обладает характерными особенностями импрессионизма - отдельные мазки чистых цветов смешиваются в глазах зрителя, передавая мимолетность изображаемого момента. Мерцающий мазок передает движение воздуха. Глядя на картину, ощущаешь и этот прохладный воздух, и порывы ветра, и ледяную воду реки.
Цвет 011 - "Отчаливающие лодки" (1885)
Моне участвовал непосредственно в формировании нового художественного языка, параллельно с исследованиями в области оптики и цветовых контрастов, получившими широкое распространение во Франции во второй половине века. Основываясь на наблюдении за физическим явлением восприятия, ученые установили, что зрение является результатом взаимодействия воспринимаемых глазом элементов и что цвет предмета зависит от материала, из которого он сделан, от близости других предметов и качества света. Эти принципы, вместе с откровениями японского искусства, оказали сильное влияние на Моне, Ренуара и всех художников, предпочитающих писать на открытом воздухе. Следы этих принципов мы видим в импрессионистской живописной технике: чистые цвета солнечного спектра накладываются непосредственно на холст, а не смешиваются на палитре.
Цвет 018 - "Стога сена в Живерни" (1886)
В 1883 году, проезжая в поезде от Вернона в Гасни, Клод был очарован Живерни, и вскоре художник переехал в новый дом со своими детьми. Здесь он посадил большой сад, и здесь писал большую часть остальной части своей жизни. Здесь Моне пишет первую большую серию картин "Стога", где пытается запечатлеть на полотне нюансы освещения стогов сена. меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Он работает одновременно на нескольких холстах, переходя от одного к другому в соответствии с возникающими световыми эффектами. Эта серия имела большой успех и существенно повлияла на многих художников того времени.
Цвет 018 - "Стога сена в Живерни" (1886)
В 1883 году, проезжая в поезде от Вернона в Гасни, Клод был очарован Живерни, и вскоре художник переехал в новый дом со своими детьми. Здесь он посадил большой сад, и здесь писал большую часть остальной части своей жизни. Здесь Моне пишет первую большую серию картин "Стога", где пытается запечатлеть на полотне нюансы освещения стогов сена. меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Он работает одновременно на нескольких холстах, переходя от одного к другому в соответствии с возникающими световыми эффектами. Эта серия имела большой успех и существенно повлияла на многих художников того времени.
Цвет 016 - "Мыс Антиба" (1888)
В 1888 году Моне работает в Антибе. Курортный город Антиб расположился на мысе бухты Ангелов, между Ниццей и Каннами. Вдоль побережья бухточки чередуются с горными откосами и великолепными пляжами, с которых открывается неповторимый вид на "сиреневые дали". Город Пикассо, город Грэма Грина сумел сохранить свою атмосферу уюта и душевности, а его фортификационные сооружения впечатляют путешественников и в наши дни.
Цвет 009 - "Лёд на реке. Туманное утро" (1894)
У Моне много выразительных и ярких пейзажей, маков, воды, парусников и цветущих садов. Однако есть еще отдельная часть его творчества - зимние пейзажи. До Моне художники не особо уделяли внимания именно зиме, - то ли потому что снег считался маловыразительным, то ли его в принципе сложно писать. Однако у Моне получалось писать снег так, что просто не остаётся ни единого шанса остаться к зиме равнодушным.
Плюсовая температура, февраль, лёд уже вскрылся, и появился туман. Белый и голубой оттенки разбавляются серыми и коричневыми. Пейзаж этого места Сены не единственный — Моне любил писать сериями, показывая, насколько одно и то же место может быть разным в зависимости от времени суток и погоды. За один месяц с конца января по конец февраля 1893 года Моне успел создать целых 13 картин именно этого пейзажа на Сене.
Цвет 020 - "Сена утром в дождь" (1898)
У Моне много выразительных и ярких пейзажей, маков, воды, парусников и цветущих садов. Однако есть еще отдельная часть его творчества - зимние пейзажи. До Моне художники не особо уделяли внимания именно зиме, - то ли потому что снег считался маловыразительным, то ли его в принципе сложно писать. Однако у Моне получалось писать снег так, что просто не остаётся ни единого шанса остаться к зиме равнодушным.
Плюсовая температура, февраль, лёд уже вскрылся, и появился туман. Белый и голубой оттенки разбавляются серыми и коричневыми. Пейзаж этого места Сены не единственный — Моне любил писать сериями, показывая, насколько одно и то же место может быть разным в зависимости от времени суток и погоды. За один месяц с конца января по конец февраля 1893 года Моне успел создать целых 13 картин именно этого пейзажа на Сене.
Цвет 020 - "Сена утром в дождь" (1898)
«Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет», говорил художник о своей работе над отражениями в воде. Он часто уходил на берег Сены с несколькими полотнами, и рисовал одно и то же место в разных погодных условиях и в разных освещениях. "Я гоняюсь за природой и не могу ее настичь. Вода в реке то прибывает, то убывает, один день она зеленая, другой желтая, иногда река почти совсем пересыхает… Одним словом, я в большом беспокойстве..." /из писем Моне.
И вот еще встретилась такая интересная выдержка из книги «Клод Моне», автор Мишель де Декер:
"Впрочем, свою долю критики он [Моне]сполна получил от графика Берталля, время от времени печатавшего статьи в «Су-ар». Так, в номере от 15 апреля читаем: «Как нам стало известно, на улице Ле-Пелетье открылась психиатрическая лечебница, своего рода филиал клиники доктора Бланша. Принимают сюда в основном художников.
Безумие их неопасно: они просто макают кисти в самые кричащие и не совместимые друг с другом краски и водят, как бог на душу положит, ими по белому холсту, чтобы затем, не считаясь с затратами, заключить готовый труд в великолепную раму.
Вот, например, г-н Моне, которого в ряды импрессионалистов привело почти полное совпадение его имени с именем г-на Мане. Г-н Моне прекрасно знает, что не бывает деревьев того ярко-желтого оттенка, какими он изобразил их на своем „Ручье в Аржантее“. Он понимает, что „Дорога в Эпинее под снегопадом“ никогда в действительности не могла выглядеть, как шерстяной коврик, сотканный из белых, синих и зеленых нитей. Его не надо убеждать в том, что „Речной берег в Аржантее“ не может походить на пестрое вязанье шерстью и хлопком. Но это не помешало ему именно подобным образом представить нам свое впечатление… Зрители посмотрели, посмеялись и… пожелали узнать имя автора. И теперь они запомнят, что господина, которому пришла в голову странная идея вязаного пейзажа, зовут Моне, следовательно, г-н Моне вскоре станет так же знаменит, как и г-н Мане».
"Впрочем, свою долю критики он [Моне]сполна получил от графика Берталля, время от времени печатавшего статьи в «Су-ар». Так, в номере от 15 апреля читаем: «Как нам стало известно, на улице Ле-Пелетье открылась психиатрическая лечебница, своего рода филиал клиники доктора Бланша. Принимают сюда в основном художников.
Безумие их неопасно: они просто макают кисти в самые кричащие и не совместимые друг с другом краски и водят, как бог на душу положит, ими по белому холсту, чтобы затем, не считаясь с затратами, заключить готовый труд в великолепную раму.
Вот, например, г-н Моне, которого в ряды импрессионалистов привело почти полное совпадение его имени с именем г-на Мане. Г-н Моне прекрасно знает, что не бывает деревьев того ярко-желтого оттенка, какими он изобразил их на своем „Ручье в Аржантее“. Он понимает, что „Дорога в Эпинее под снегопадом“ никогда в действительности не могла выглядеть, как шерстяной коврик, сотканный из белых, синих и зеленых нитей. Его не надо убеждать в том, что „Речной берег в Аржантее“ не может походить на пестрое вязанье шерстью и хлопком. Но это не помешало ему именно подобным образом представить нам свое впечатление… Зрители посмотрели, посмеялись и… пожелали узнать имя автора. И теперь они запомнят, что господина, которому пришла в голову странная идея вязаного пейзажа, зовут Моне, следовательно, г-н Моне вскоре станет так же знаменит, как и г-н Мане».
Все-таки, господин Берталь что-то понимал в вязании! Но он его явно недооценивал ;)
Комментариев нет:
Отправить комментарий